Как научиться говорить “Нет”?

«У меня совсем не осталось личной жизни! Дом – работа, работа – дом. А все потому, что мои клиенты постоянно просят заниматься ими вне моего рабочего времени, а я совсем не умею отказывать.»

— Елена, 28 лет!

– Все мои вялые попытки отказать всегда приводят к тому, что я все равно еду и работаю. Работаю до последнего, приезжаю домой и валюсь без задних ног спать, а в свои выходные также не получается увильнуть, я слишком сердобольная. – рассказывает Елена, еле сдерживая слезы – Как научиться отказывать и при этом не чувствовать себя ничтожеством?

Елена – очень добрый и отзывчивый человек, чем зачастую пользуются окружающие её люди, она как-будто не имеет право на отказ.

Как выяснилось, дело не только в работе, её близкие также не пропускают возможность воспользоваться её “услугами” и при любом возможном случае обращаются к ней, зная, что она никогда не откажет.

С этой информацией мы и пошли “в бой”, сделали выгрузку и получили следующую картину:

  1. Если я откажу – на меня обидятся;
  2. Я буду чувствовать себя ничтожеством;
  3. У меня будет чувство вины;
  4. Меня будут считать плохой.

Мы начали проработку и иерархия проблемы получила следующий вид:

Я – хорошая -> Отказала -> На меня обиделись (считают меня плохой) -> Чувствую вину -> Чувствую себя ничтожеством.

В этом сценарии вся проблема держалась на двух основных фильтрах, дело было даже не в том, что она чувствовала себя ничтожеством, а в том, что на подсознательном уровне Елене нужно было Признание! Найдя фильтр, на том конце “провода” слышу хихикание и сам непроизвольно начинаю улыбаться 🙂

Сделав проверку, проблема приобрела новый вид, фокус внимания Елены сместился на своих клиентов и близких и у неё поднялась злость:

– Они все мной пользуются, – говорит она – всем нужны от меня только мои услуги, но я, как человек и личность им не нужна.

Как мы увидели, открылись две ветки проблемы, которые ранее были не такими актуальными, и выглядели они так:

  1. Меня просят выйти на работу в мое свободное время -> Отказала -> Они перестали мне звонить -> Я не интересна, как личность (только как специалист) -> Про меня забыли -> Я никому не нужна;
  2. Меня просят выйти на работу в мое свободное время -> Отказала -> Чувство, что я бросила своих клиентов (Стыд).

Разобравшись и с ними, я уже слушал заливистый смех и любые попытки представить себя ненужной, ничтожеством, испытывать стыд, вину и другие аспекты проблемы – были тщетны!

Проверили проблему:

– Елена, представляй, тебя просят выйти на работу в твое свободное время – прошу я.

– Пусть приходят в мое рабочее время – с улыбкой говорит она – я с радостью с ними поработаю.

– Нет, представляй, что они на тебя обижаются, не звонят тебе, ты как-будто их бросила.

– Не могу представить, мне очень легко сейчас, у меня есть своя личная жизнь, а есть работа, они могут и в мое рабочее время прийти, ничего в этом страшного нет.

Все страдания и переживания по поводу этой проблемы были ликвидированы, Елена с легкой душой теперь может вежливо отказать и не чувствовать негативных эмоций, её осознанность стала шире, а жизнь – свободнее.

Я много раз прорабатывал у людей подобные проблемы и практически у каждого из них ветки свои, уникальные, хоть и могут быть похожи на первый взгляд. Единственное, что их точно всех объединяет – они все прорабатываются!

А Елене я пожелаю ярких моментов в жизни, которые она обязательно получит в высвободившееся для неё свободное время.